Rose debug info
---------------

Позднее Ctrl + ↑

Кейс: школа PROWEB

Как это было.

Школа PROWEB — офлайн учебный центр в Ташкенте, который обучает создавать сайты с нуля.

Период работы: с 31 июля 2017 года по 30 июня 2018 года.

Должность: директор по маркетингу.

Предыстория

Было несколько причин работать в Провебе.

  1. Мне нравится сфера образования (больная тема);
  1. Я хотел интегрироваться в бизнес и понять изнутри бизнес-процессы;
  1. Я хотел реализовать свой маркетинговый потенциал, потому что прежде, так тесно с бизнесом, я, как маркетолог, не работал;
  1. В компании был кризис, а кризис — это возможность для самореализации.
  1. Я знал основателя и знал о его добрых побуждениях.

Начало

Что было на берегу:

  • 30 курсов сомнительного качества: детские курсы по Скретчу и Юнити, курсы по компьютерной грамотности, ремонту компьютеров, Джаве, Питону, созданию сайтов и ещё несколько, которые я уже не вспомню. Сомнительного, потому что сделать их всех одинаково хорошими было невозможно. За всем не уследить.
  • Раздутый рекламный бюджет: было непонятно куда уходят деньги, какие результаты приносят и почему столько тратилось (много).
  • Не хватало хороших кадров: было мало наставников, не хватало менеджеров, не было даже нормальной уборщицы.
  • Мало учащихся: курсов много, рекламы вроде как много, а учеников мало.
  • Маленький оборот: как следствие малого количества учащихся. Это было главной проблемой. Можно сказать — на грани банкротства.

В мои глобальные задачи входило:

  • помочь компании выйти из кризиса;
  • помочь увеличить оборот;
  • помочь создать доверие и репутацию.

Далее, в хронологическом порядке, опишу процесс работы по месяцам.

Август

  1. Провели аудит: выяснили сильные и слабые стороны компании, возможности, угрозы, причины кризиса.
  1. Сформировали принцип: найти самое «узкое» место в данный момент — и устранить его. Повторить.
  1. Обновили рекламную кампанию: прежняя была неэффективной и многозатратной. В итоге, в первый месяц, сократили рекламный бюджет почти в десять раз, а отдачу повысили в два раза.
  1. Создали промостраницу для курса по созданию сайтов: сделали максимально информативно, обновили дизайн, «закрыли» вопросы потенциальных клиентов.
  1. Обновили курс по созданию сайтов: добавили новые дисциплины, чтобы повысить конкурентоспособность и выйти на передовую.
  1. Показали продукт лицом: наняли фотографа и запечатлили процесс обучения; записали видео, в котором один из наставников показывает мастер-класс.

Итог: запустили на курс по созданию сайтов 2 группы по 6 человек.

Для справки: длительность обучения — 9 месяцев.

Сентябрь

  1. Продолжили обновлять сайт: создали страницу «О нас» с описанием в инфостиле, обновили страницу контактов и промостраницу по созданию сайтов (2.0).
  1. Обновили инстаграм: всё начисто подчистили, запустили рекламную кампанию, начали наращивать аудиторию.
  1. Обновили фейсбук: аналогично предыдущему пункту.

Итог: запустили 9 групп по 6 человек (5 — создание сайтов, 4 — детские курсы).

Октябрь

  1. Изменили позиционирование: из учебного центра превратились в школу веб-разработчиков. Упор сделали на основной курс — по созданию сайтов.
  1. Сделали редизайн сайта и ребрендинг.
  1. Начали экспериментировать с рекламными форматами, чтобы увеличить отдачу и быть готовыми к кризису перед новым годом.

Итог: запустили 4 группы по 6 человек (2 — создание сайтов, 2 — детские курсы).

Ноябрь

  1. Сократили линейку: мы не могли на одинаково высоком уровне поддерживать все 30 курсов. Последовали принципу Эссенциализма: лучше меньше, но лучше. Приняли решение оставить один, основной курс и направить всё внимание и ресурсы на него.
  1. Обновили капитально кабинеты: оборудовали проекторами с высоким разрешением, новыми ноутбуками, партами, стульями.
  1. Арендовали новые кабинеты.
  1. Продумали новые графики работы — на выбор стало три варианта для обучения: с 15:00 до 16:30, с 17:00 до 18:30 и с 19:00 до 20:30.
  1. Задизайнили новые, крутые визитки.
  1. Собрали новые отзывы у учащихся.
  1. Увеличили количество мест для учащихся с 6 до 9 — ажиотаж становился всё больше.

Итог: запустили 14 групп (9 — по 9 человек, 5 — по 6 человек).

Декабрь

  1. Отказались от индивидуального обучения в пользу группового.
  1. Обновили сайт.

Итог: запустили 5 групп (3 — по 9 человек, 2 — по 6 человек).

Январь

  1. Написали регламент для наставников. Получился перечень рекомендаций: как эффективнее вести уроки, как работать со студентами, как вести себя в тех или иных ситуациях и пр.
  1. Написали кодекс — своего рода философию ведения бизнеса.
  1. Запустили канал для наставников, в котором делились лучшими педагогическими материалами со всего мира.
  1. Стали присутствовать на занятиях, чтобы выявлять недочёты. Затем, экспериментально, наставники стали записывать занятия на камеру для дальнейшего анализа.

Итог: запустили 3 группы по 9 человек.

Февраль

  1. Повысили стоимость курса на 35%.
  1. Обновили интернет-инфраструктуру: повысили скорость, наладили сеть и пр. улучшения.
  1. Арендовали новые кабинеты и полностью оборудовали.

Итог: запустили 3 группы по 9 человек.

Март

  1. Оборудовали все кабинеты и этажи камерами видеонаблюдения. Для безопасности.
  1. Провели интервью с руководителем.

Итог: запустили 7 групп по 9 человек.

Апрель

  1. Обновили сертификаты: дизайн, рамки, качество.

Итог: запустили 4 группы по 9 человек.

Май

  1. Провели две презентации: познакомили участников с руководителем, наставником, школой, курсом, ответили на вопросы.
  1. Запустили «веб—учебку» — канал для учащихся о веб-разработке. Убили двух зайцев: сделали полезный канал + собрали всех в одном месте.
  1. Начали создавать видеоконтент: учащиеся стали записывать видео, как они создают сайты, а мы им взаимен — внимание аудитории и небольшое вознаграждение.

Итог: запустили 3 группы по 9 человек.

Июнь

  1. Провели 20 открытых уроков: для тех, кто хотел попробовать, познакомиться, оценить. Всем понравилось.
  1. Сделали редизайн сайта.
  1. Анонсировали новый курс по бэкенду.
  1. Запустили одноклассники, как новый канал для рекламы и работы с аудиторией.

Итог: запустили 3 группы по 9 человек.

Общий итог: 57 запущенных групп за 11 месяцев.

Резюмируя

Я постарался рассказать об основных моментах работы, но многое осталось за кадром: трудные моменты, внедрённые инструменты, бизнес-подход, стратегия развития, борьба с негативом, борьба с оттоком, фотосессии, наставники, коммерческая и аналитическая информация, и пр.

Это был ценный опыт, мы многого добились вместе: выбрались из кризиса, запустили много групп, стали одними из лидеров в сфере ИТ-образования в Ташкенте, создали свой фотобанк, собрали много подписчиков и самое главное — выпустили много успешных учеников. И дальше было бы больше, но наши дороги разошлись.

Причина ухода: разные взгляды на будущее, взаимная потеря доверия, эмоциональное выгорание.


АПД: 5 июля 2018 года вышло майское интервью, которое взяли у меня и у партнёра в СМИ. Опоздали немного.

 1390   2018   кейс   работа

Книга Кэтлин Адамс «Дневник как путь к себе»

Прочитал, потому что ищу себя. Поиски привели к этой книге. И не зря.

Дневниковая терапия — отличный способ понять себя, узнать с разных сторон, развить самоуважение, создать безопасные границы, разобраться в сложных ситуациях и посмотреть на жизнь со стороны. Дневник — это молчаливый друг, который всегда готов выслушать, поддержать, проинструктировать, сравнить, покритиковать и утешить. К нему можно обращаться круглосуточно, у него нет выходных или отпусков.

С дневником можно делиться всем: мыслями, историями, впечатлениями, секретами, мрачными тайнами, безумными фантазиями, мечтами. Но самое главное — с ним всегда можно быть самим собой. С ним не нужно искать оправданий, сдерживать эмоции, притворяться или обманывать.

Ведение дневника — это не только выплёскивание негатива. Дневник так же чётко отражает радость, смех и триумф, как и боль, слёзы и трагедии.

Стереотипы

В спорте есть правила, которые нужно соблюдать. В компьютерных играх есть ограничения, которые нужно принимать. В введении дневника — ограничений нет. Полная свобода.

Вот что нужно запомнить, чтобы получать удовольствие от ведения дневника:

  1. Необязательно соблюдать грамматику и пунктуацию;
  1. Необязательно писать до тех пор, пока не раскроется суть вопроса. Если не прёт — можно остановиться. Можно даже остановиться на полмысли, полпредложении, полслова;
  1. Необязательно писать ежедневно или через равные промежутки времени;
  1. В дневнике можно зачёркивать слова, писать на полях, делать каракули;
  1. В дневнике можно плохо писать о людях, материться, жаловаться, проклинать;
  1. Дневник необязательно должен быть интересен другим людям;
  1. Необязательно, что ведение дневника — это занятие на всю жизнь;
  1. Писать можно как угодно — и ни о чём не беспокоиться.

Советы

Датировать каждую запись

В будущем это поможет воссоздать хронологическую картину жизни по датам.

Периоды времени между записями говорят о большой занятости, отсутствии событий или о том, что дневник не вёлся по другим причинам. Паузы так же красноречивы, как высказанные слова

Сохранять написанное

Необязательно всё удалять, если даже записи абстрактные, бессмысленные, незаконченные, неправильно начатые, обрывающийся на полуслове. Всё это — источники информации для будущего прозрения.

Писать быстро и первое, что приходит на ум

Это устраняет ментальные барьеры и хорошо противостоит «писательскому блоку». А ещё — это истинное отражение того, что человек думает на самом деле.

Начинать и не бросать

Выгорание наступит быстро, если долго думать, что и как написать, правильно ли это и так далее. Преодолеть «чистый лист» — просто, и это относится к предыдущему совету: писать первое, что приходит на ум. Мысли есть всегда.

Принять всё так, как оно есть

Всегда есть соблазн вернуться к написанному, подобрать другие слова, отредактировать. Но лучше — пусть всё идёт своим чередом, это естественный порядок мыслей.

Рассказывать всю правду

Не нужно пытаться «обмануть» себя. Дневник — чуть ли не единственное место, где можно рассказать о себе всё. Поэтому, лучше писать сразу правду.

Проявлять эмоции

Проявление негатива или позитива — это проявление настоящих человеческих чувств. Делиться ними с дневником — значит освободиться от ментального и телесного напряжения, а это значит почувствовать «облегчение».

Писать естественно

Это означает позволять себе быть самим собой.

Дневниковые инструменты

Каждый подходит для определённого случая.

Трамплины

Трамплины — это отправные точки в виде утверждений или вопросов. Подходит в случае, если не пишется.

Вопросы

Утверждения

Что я чувствую?

Сегодня я чувствую себя…

Какие возможности у меня есть?

После ухода с работы, у меня появились возможности…

Чего я хочу на самом деле?

На самом деле я хочу…

Эскиз образа

Это описание другого человека или себя. Может пригодится, когда нужно понимание того, как вести себя в той или иной ситуации. Эскизы образов — один из способов «видеть себя такими, какими видят нас другие».

Попробуйте создать Эскиз своего образа с точки зрения кого-то другого — возможно, того, с кем у вас непростые отношения. Как воспринимает вас этот человек? Как вы встретились? Это может помочь раскрыть суть и даже вызвать некоторое замешательство

Объединение в кластеры

Ещё это называют ассоциограммами, интеллект-картами или картами мыслей.

Запечатлённые моменты

Это хороший способ зафиксировать в памяти и в конкретном времени приятные моменты из жизни, истории, события, взгляды, чувства, ощущения. Запечатлённые моменты — это способность возвращаться в прошлое.

Диалог

Это способность погрузиться в любую ситуацию и прожить её. Есть несколько видов диалогов: диалоги с людьми; с событиями и обстоятельствами; с работой; с телом; с обществом; с эмоциями; с материальными предметами; и диалог с внутренней мудростью.

Списки

Это возможность глубоко погрузиться в каждую свою мысль. Например: «сто моих страхов», «сто вещей, которые я хочу сделать до конца года», «сто вещей, которых мне не хватает» и так далее.

Темы дня

В книге, автор предлагает сделать вот что: пронумеровать страницы в дневнике от одного до тридцати одного. Вписать на каждую из них одну из сфер своей личной или профессиональной жизни, за которыми хочется понаблюдать. Затем ежедневно смотреть на тему, соответствующую по номеру текущей даты. Если сегодня двадцать третье число, то найти 23 в своём списке. Использовать эту тему, как трамплин.

Это мало чем отличается от других подходов. Но получается, что двадцать третьего числа следующего месяца снова придётся написать на эту же тему, что и сегодня. Так можно отследить ход процесса перемен в жизни.

Перспективы

Это возможность изучить разные пути, через которые человек никогда не проходил. Эта методика может быть особенно полезна, когда в жизни нужно сделать важный выбор.

Сны и образы

Это значит — записывать каждый свой сон. Но не нужно пытаться воспроизвести весь сон. Лучше записывать всё, что придёт на память — в любой последовательности.

Вместо заключения

Я много раз пробовал вести дневник. В какие-то периоды я могу писать каждый день. А то и по несколько раз. А в какие-то пишу раз в месяц. Или вообще не пишу.

Книга помогла осознать, что начинать и бросать — это нормальный, естественный процесс. Важный совет: всё написанное, как бы ни хотелось, лучше не удалять — это, всё-таки, часть истории уже.

А ещё мне понравились инструменты из книги. Они открывают большой простор. Так, в моём дневнике появилось много разных рубрик.

Поначалу я вёл бумажный дневник, но лично мне так неудобно. Нашёл для себя идеальный вариант — вести дневник в телеграме.

Книга Алекса Корба «Восходящая спираль»

Прочитал, потому что подумал, что она сможет помочь в борьбе с моим депрессивным состоянием. И, возможно, помогла.

Алекс Корб — нейрофизиолог. Нейрофизиология — это наука о мозге, которая изучает в том числе биологическую основу мыслей, чувств и действий. В книге автор рассказывает, как те или иные перемены в мозге влияют на нашу жизнь.

Наш мозг состоит из миллиардов нейронов. Нейроны — это клетки мозга, которые обрабатывают, хранят и передают информацию. Нейроны могут соединяться друг с другом, формируя биологические нейронные сети. В этих нейронных соединениях живут наши тревоги, привычки, решения; они информируют нас о боли, определяют сон, память, настроение, удовольствие, способность к планированию.

Депрессия или депрессивное состояние — это тоже продукт наших нейронов. Автор показывает, как небольшая коррекция образа жизни и поведения могут изменить работу определённых наборов нейронов, и тем самым — изменить течение депрессии в лучшую сторону.

Депрессия — это нисходящая спираль

Нисходящая спираль — это такой момент, когда всё надоело, ничто не интересно и ничего не охото. В этот момент чувство дискомфорта и одиночества усиливается, но уже не знаешь, что делать. Любые решения или действия кажутся ужасными.

Всё, что происходит в нашей жизни, постоянно меняет режим работы нашего мозга. Если что-то меняется к худшему, мы начинаем терять контроль над ситуацией, мозг переключается на негатив, который нарастает, как снежный ком.

Проблема в том, что нисходящая спираль депрессии не просто толкает нас на дно, она нас там ещё и удерживает.

Восходящая спираль

Чем больше в нашей жизни отрицательных мыслей — тем больше это тянет нас вниз. Верно и обратное: чем больше в нашей жизни позитива — тем лучше становится наша жизнь. Нейронные соединения в нашей голове способны на это так же, как и на депрессию.

Чтобы переключить «настройку» мозга с негативной на позитивную, часто достаточно несколько положительных эмоций, а потом уже перемены к лучшему охватывают всю нашу жизнь. Так начинается восходящая спираль.

Например: начать заниматься физически → это увеличит электрическую активность мозга во время сна → это снизит ощущение тревоги, поднимет настроение → это зарядит энергией продолжать. Даже самые маленькие шаги могут всё изменить.

Синоптики могут предсказать на нынешний день дождь, но ветер вдруг изменяет своё направление, влажность падает на 1%… и перед нами вопреки мрачным прогнозам — прекрасный солнечный день

Терапия

Заниматься физической активностью

Это не требует годового абонемента в фитнес-центре или покупки дорогого спортинвентаря. Главное — не вести сидячий образ жизни, а заставлять тело двигаться. Наш мозг связан с нашим телом. Он активизируется вместе с телом и хочет, чтобы оно его поддерживало.

Когда мы в депрессии, последнее, что нам хочется — заниматься физически. Так происходит, потому что в состоянии депрессии мозг замкнут в депрессивной петле и никак не может выбраться.

Любая физическая активность лучше, чем её отсутствие. Даже просто встать с дивана и походить по комнате десять минут — это шаг к улучшению. Практически со всеми негативными проявлениями депрессии можно бороться с помощью тренировки тела.

Депрессия

Физическая активность

Депрессия делает нас сонными и уставшими.

Физическая активность дарит энергичность и жизнестойкость.

Депрессия нарушает сон, вызывает бессонницу.

Физическая активность его улучшает, активно восстанавливая
работоспособность мозга.

Депрессия снижает концентрацию внимания.

Физическая активность делает работу ума острее и продуктивнее.

Депрессия загоняет нас в депрессивное настроение.

Физическая активность улучшает общий настрой и уменьшают стрессовую нагрузку.

Депрессия провоцирует изоляцию от общества.

Физическая активность помогает возвратиться к взаимодействию с социумом.

Принимать решения

Часто бывает так, что любое решение кажется неправильным. Когда мы принимаем то или иное решение, мы концентрируемся на недостатках каждого варианта, в результате чего ни один не нравится. Но нужно помнить: всегда лучше сделать что-то, пусть даже частично правильно, чем вообще ничего не делать.

Вы должны продолжать принимать решения, даже если они неправильные. Если перестаёте принимать решения, вы обречены

Улучшить гигиену сна

Плохой сон или бессонница — один самых распространённых симптомов депрессии, а также один из основных факторов, вызывающих это состояние и сохраняющих его. Плохой сон — это не только недостаточное его количество, но и плохое качество. У плохого сна много отрицательных последствий: действует угнетающе на мышление, ухудшает настроение, мешает учиться, ухудшает память и так далее.

Рекомендации, как подготовить мозг к правильному и качественному сну:

Спать восемь часов подряд

Это не принципиально. Но принципиально важен непрерывный, необходимый именно конкретному человек блок сна.

Использовать свою кровать или спальню только для сна

Если использовать свою кровать только для сна, мозг начнёт связывать её с ночным отдыхом, что выработает условный рефлекс — желание спать.

Создать ритуал отхода ко сну

Он должен помочь отсоединить сон от других событий дня. Например, это может быть чистка зубов, медитация, несколько минут чтения и пр.

Избегать кофеина перед отходом ко сну

За три часа до сна не пить чёрный, зелёный чай, кофе и энергетические напитки.

Попробовать дневник снов

Это регулярные записи о том, когда мы ложимся спать и встаём. Пользы будет ещё больше, если записывать время, когда планировали лечь спать, какое было качество сна. Через неделю можно посмотреть на закономерность: что помогает заснуть, а что мешает.

Вместо заключения

Главное, что я извлёк из книги — важность и полезность физических упражнений. Я, например, люблю ходить пешком. Много. И когда я это делаю, мне, как ни странно, становится лучше. Весь вопрос в том, как заставить себя выйти из дома.

После прочтения, у меня появились аргументы для самого себя, что когда мне не очень хорошо, нужно начать что-то делать. Эти аргументы не всегда работают, но когда я делаю первый шаг и у меня получается, становится легче.

Письмо в будущее

Я три раза отправлял письмо самому себе в будущее.

Первое отправил в сентябре 2016 года и получил в январе 2018. Обычно, такие вещи сразу забываются, а потом, когда письмо приходит спустя столько времени — это просто непередаваемые чувства, шок.

Второе и третье отправил в 2018 году — и получу их в конце 2020 и 2022 года соответственно.

Это возможность пофантазировать о будущем, «свериться с часами» с прошлым и будущим собой, понять чего добился, посмотреть как мыслил, как жил, о чём мечтал. Это необычная практика, которую рекомендую попробовать каждому.


Был обычный день, сидел работал, потом бац (!) — входящее сообщение:

Первое письмо. Получать такие письма — это нечто

Первое отправлял с помощью сервиса, который отправляет письма в будущее.

Затем нашёл способ проще: зайти на почту, написать письмо самому себе и поставить на таймер. По истечении времени, письмо будет ждать во «Входящих».


Письма необязательно отправлять в далёкое будущее — можно и на «короткие» расстояния. Например, на неделю вперёд или на месяц. Это даст возможность пообщаться с будущим собой, не ожидая целую вечность.

 522   2018   жизнь   лайфхаки

Про друзей

Не люблю, когда люди говорят, что у них много друзей.

Да, может быть много знакомых, товарищей, приятелей, партнёров, коллег, компаньонов, собутыльников, сослуживцев, одноклассников, одногруппников, сокурсников, сожителей, соседей, родственников, но вот друзей — нет.

Здесь больше вопрос в том, кто какой фундамент закладывает под понятия «друзья» или «друг». И получается так, что у кого-то их вообще нет, а кто-то после первой встречи приписывается в друзья.


АПД: послушайте также выпуск подкаста ЛПП про дружбу.

 300   2018   жизнь

Медитация против бессонницы

Часто бывает так, что не могу заснуть больше часа. И это сплошное мучение.

Но недавно открыл для себя стопроцентно рабочий лайфхак: если не могу заснуть больше пятнадцати минут, начинаю медитировать, концентрируясь на дыхании — минуты три-пять. Затем ложусь. И засыпаю.

Удивительно!

 275   2018   лайфхаки   медитация

Книга Дейва Грея «Лиминальное мышление»

Книга о том, как выйти за пределы собственной морали и стать объективнее.

Мы живём в мире собственных иллюзий, предрассудков, убеждений и стереотипов. Из-за этого мы делаем неверные выводы, с трудом открываемся новому и отвергаем то, чего не понимаем.

Лиминальное мышление — это преодоление своих границ, новый взгляд на мир, на себя и свои убеждения. Это возможность взглянуть на мир без искажений: «чисто» и объективно.

Про реальность

  1. Реальность и впечатления, основанные на личном опыте — не одно и то же. У каждого они свои.
  2. Реальный мир, некая объективная реальность — существуют. Но способы взаимодействия людей с реальностью — субъективны и не похожи друг на друга.
  3. Реальность конкретного человека ограничена его знаниями и точкой зрения.
  4. Человек может увидеть и осознать частички истины, но истина о реальности в целом непостижима.
  5. Реальность — это всё, что снаружи, а убеждения — всё, что в голове человека.
  6. Когда люди путают свои убеждения с реальностью, они начинают спорить и провоцировать конфликты. Например, это может случаться, когда люди придерживаются разных религиозных взглядов.
  7. Если что-то кажется очевидным — это не значит, что на самом деле всё так и есть.

Реальность — это такая штука, которая никуда не девается после того, как человек перестаёт в неё верить

Про убеждения

  1. Убеждения — разные толкования одного и того же.
  1. Очевидная истина — не очевидна.
  1. Лиминальное мышление — это умение признавать, что очевидность вещей зависит от личного опыта и точки зрения.
  1. Человек считает, что его убеждения — совершенные представления о мире, но это не так.
  1. Убеждения — это гипотезы и суждения, которые основаны на фактах и личном опыте.
  1. Убеждения — это последовательность событий в голове, причинно-следственная цепочка. Они сравнимы с рецептом или руководством к действию.
  1. Убеждения — это инструменты для размышления. Благодаря ним человек ориентируется в мире, они направляют его действия. Но они же и ограничивают человека, потому что убеждения сужают поле зрения и скрывают возможности.
  1. Люди усиливают и защищают уже существующие убеждения, отрицая какие-либо другие из возможных. Они создают такие убеждения, потому что хотят сохранить свои модели реальности, с помощью которых ориентируются в мире.
  1. Убеждения — это самоуправляемая логика: человек обесценивает или искажает новую информацию, которая не согласуются с той версией реальности, которая находится в его голове.
  2. Люди редко проверяют, насколько информация верна, если она не согласуется с их убеждениями. Они сразу считают её ошибочной, ложной или неверно понятой. Люди стремятся сделать всё, лишь бы защитить целостность своих убеждений.
  1. Убеждения, которые прочно связаны с личностью и самооценкой, называются руководящими. Руководящие убеждения, которые лежат в основе нашего мира, труднее всего изменить, потому что они тесно связаны с личностью и чувством собственной значимости. Чтобы изменить руководящие убеждения, нужно изменить себя.

Будда говорил, что его учения подобны пальцам, указывающим на Луну. Если человек хочет увидеть Луну, то палец ему в помощь. То же и с убеждениями: это пальцы, которые указывают в сторону реальности или на Луну. Не нужно путать реальность и убеждения!

Что со всем этим делать

Признать свою необъективность

Увидеть проблемы и отсутствие логики у других людей — просто. Но сложно найти их в своих действиях. Нужно признать, что собственные убеждения — это не истина и всегда можно ошибаться. Личные убеждения не должны ослеплять человека.

Опустошить свою чашку

Чтобы научиться чему-то новому, посмотреть на вещи под другим углом, нужно опустошить свою чашку, то есть избавиться от лишнего: убеждений, предрассудков и стереотипов, которые мешают.

В дзене это называется «сознанием новичка». Это значит пробудить желание учиться, стать любознательным и открыться всему новому.

Даже будучи экспертом в какой-то области, нужно посмотреть на ситуацию с чистого листа, открыть её для себя заново, как это делал бы новичок.

Невозможно научиться новому, пока человек не избавится от старых убеждений

Создать безопасную обстановку

Единственный способ понять, что у человека на уме, — создать обстановку, в которой он не побоится выйти из «пузыря» собственных убеждений. Тогда, появится возможность заинтересовать его и возможность для того, что он откровенно поделиться своими чувствами.

Безопасная обстановка — не означает, что нужно со всем соглашаться, но означает, что нужно отказаться от собственных суждений, хотя бы на время.

Чтобы человек рассказал, какими мотивами он руководствуется, он должен чувствовать, что его принимают таким, как он есть; ощущать, что его уважают, не осуждают, относятся как к человеку. Можно быть не согласным, но нужно быть готовым выслушать.

Человек не будет делиться глубинными потребностями до тех пор, пока не почувствует безопасности и уверенности, что его уважают и принимают таким, какой он есть.

Смотреть на ситуации с разных точек зрения

Люди ведут себя так, как им кажется правильным. Если их поведение кажется неправильным, значит, что-то упускается из виду.

Задавать вопросы, устанавливать связи

То есть выяснять, как люди видят ситуацию, стараться понять их потребности, тревоги и убеждения. А затем находить причинно-следственные связи. Задавая вопросы, можно найти лиминальное пространство, которое другие либо не видят, либо не принимают во внимание.

Нужно постараться понять, на что люди надеются, о чём мечтают, что их печалит. Изучить систему, найти связи, чтобы открыть для себя новые возможности

Ломать шаблоны

Проблема может казаться неразрешимой, потому что человек действует по шаблону, которого не замечает. Если действовать не по привычке, а произвольно, не продумывая ход событий, то можно увидеть ситуацию в новом свете.

Рассказывать истории

Если говорить о фактах не в форме истории, то люди объяснят их себе исходя их своих убеждений. Лучший способ поделиться новыми убеждениями — рассказать историю. Потому что убеждения — это истории. Истории, которые человек сочиняет, — самый простой способ объяснить себе происходящее.

Чтобы поделиться опытом с другими, люди рассказывают истории. Так люди делятся не только информацией, но и строят отношения друг с другом, и выражают свои убеждения.

Меняться и развиваться

Чтобы увидеть картину происходящего шире, нужно отказаться от собственных установок. Нужно понять, что не разрушив старое, не построить новое.

Чтобы изменить мир, нужно измениться самому

Вместо заключения

Если коротко: это книга, которая перевернула моё сознание. Считаю, что это одна из тех книг, которую нужно прочитать каждому. И вообще, лиминальное мышление или, как я его называю, «чистое мышление», — должно быть в школьной программе.