Rose debug info
---------------

Блог Антона Кима

Стратегия в дебюте: быстрое развитие фигур

В прошлый раз мы говорили о борьбе за центре. В этот раз поговорим о быстром развитии фигур.

Принципы

  1. В начале партии каждая лёгкая фигура (конь и слон) должна сделать только один ход и не мешать выводу других фигур. Коня не ставить на край доски — так он удалён от центра и имеет мало ходов.

«При состязании в беге было бы по меньшей мере несвоевременно потерять хоть частицу драгоценного времени для удовлетворения такого, скажем, „невероятного“ желания, как „потоптаться на месте“, — это дало бы сопернику изрядное преимущество. В шахматах таким „бегом на месте“ является повторное движение одной и той же фигуры в дебюте»

Арон Нимцович, гроссмейстер

  1. При первой возможности делать рокировку в короткую сторону. Так король укрывается за своими пешками и готовится перевод ладьи на открытую линию.
  1. Не делать бесполезных ходов пешками.

«Каждый пешечный ход в дебюте следует рассматривать в связи с определённым планом игры. Особенно внимательно надо относиться к ходам крайними пешками — без серьёзных оснований делать их не следует»

Алексей Суэтин, гроссмейстер

  1. После рокировки не делать ходов пешками на два поля от своего короля. Это ослабляет позицию короля и может привести к мату. Нужно помнить, что пешки назад не ходят.
  1. Ставить ладьи на открытые линии. Открытая линия для ладьи — всё равно что шоссе для автомобиля.
  1. Не ставить ферзя на такие поля, где на него могут напасть лёгкие фигуры и ладьи противника. Не нужно спешить ходить ферзём, пока не выведены другие фигуры и не сделана рокировка.
  1. Пока не законечно развитие фигур, не заниматься «пешкоедством». Выигрыш пешки в ущерб развитию часто приводит к поражению.

«Наиболее важным делом в дебюте является быстрое развитие сил. Поэтому всякому, кто знает, забавно наблюдать, с каким усердием менее опытные шахматисты занимаются в этой части партии всякими посторонними и абсолютно ненужными делами. Имеется ввиду игра на выигрыш пешки в ущерб развитию, называемая шутливо „пешкоедством“»

Арон Нимцович

На практике

Разберём несколько наглядных партий.

1:

2:

3:

4:

Удаление аккаунта

Больше всего меня раздражает, когда на сайтах нет возможности удалить аккаунт. Вообще эта функция должна быть предусмотрена по умолчанию, потому что это моё право — отказаться от этого сайта. Иначе выходит, что меня удерживают насильно.

Стратегия в дебюте: борьба за центр

Дебют — это фундамент шахматной партии. От того, как начнётся игра, зависит исход всей партии. Так как изучить все дебюты практически нереально, простой способ избегать неприятностей и чувствовать себя увереннее — знать некоторые принципы игры. Начнём с борьбы за центр.

Борьба за центр

Центр — это часть доски, которая состоит из четырёх полей: e4, d4, d5 и e5. Есть и «расширенный» центр, состоящий из 16 полей:

Тот, кто владеет центром, управляет ходом партии.

Есть две основных стратегии борьбы за центр:

  • Захватить и удерживать центр с начала игры.
  • Уступить центр, а затем начать подрывать.

Разместить пешки на центральные поля

Важно, чтобы центральные пешки поддерживались другими пешками и/или фигурами. Участвовать в защите могут фактически все фигуры — как на изображениях ниже.

Создать фигуру в пешечном центре

На изображениях ниже видно, что в дополнение к пешкам, центральные поля заняты и лёгкими фигурами (конь и слон). Лучшее поле для этой цели — поле, которое не может быть атаковано пешками противника.

В такой позиции (форпост) они представляют большую угрозу, потому что контролируют большое количество полей и блокируют наступление.

Подрыв центра

Не желательно уступать центр в течение долгого времени — иначе станет либо трудно, либо невозможно.

Пешка, подрывающая центр

Это самый эффективный способ подрыва — независимо от типа центра. Цель подрыва — разменять центральные пешки и/или оттеснить фигуры противника из центральных полей.

Подрыв может открыть новые возможности. Например, форпост для коней, больше пространство для слонов и/или ладей, новые слабости в лагере противника и пр.

Размен фигур в центре

Если не удаётся прогнать фигуру противника, нужно попробовать её разменять. Лучший размен — разменять собственную пассивную или «плохую» фигуру на сильную фигуру врага.

Давление на центр

Бывают ситуации, когда размен фигур или невозможен, или невыгоден. Тогда лучше не спешить. Можно попробовать другой подход: оказать давление на центр. В таких ситуациях нужно стараться подключить к атаке как можно больше фигур.

На практике

Разберём несколько наглядных партий.

1:

2:

3:

Шахматы: Итальянская партия

Это рубрика, в которой я разбираю шахматные дебюты. В этот раз записал серию видео про Итальянскую партию.


Первое — про классический вариант:

Второе — про современный вариант:

Третье — про гамбитный (гамбит — жертва):

Шахматы как терапия от депрессии

Одно из главных событий в моей жизни за последний год — депрессия. Если коротко — накрыло меня не по-детски: я утратил работоспособность, веру в себя и жизнь, а затем просто хотел покончить с собой.

Вообще это отдельная история, которую я пока не готов рассказать. Скажу только, что сейчас потихоньку отпускает. И шахматы сыграли здесь не последнюю роль. У меня пока нет сил, чтобы всё рассказать поподробнее, поэтому просто расскажу то, что крутится на уме.

Я перестал получать удовольствие и хочу отказаться от всего, чем занимался прежде — от маркетинга, от редактуры, от бизнеса, от работы на износ, от успешного успеха, от вот этого всего. Да, эти знания и опыт мне, несомненно, пригодятся, но уже в каком-то другом виде.

В ноябре 2020 года я посмотрел сериал про шахматы «Ход королевы» — и тут у меня щёлкнуло. Я осознал, что мне с детства нравятся шахматы, но по разным причинам я не стал шахматистом.

Сперва я просто решил сыграть пару партий, но, в итоге, затянуло меня с головой. Я стал много играть, много заниматься, окунулся в шахматную тусовку — и мне понравилось. Прошло полгода, но ничего не изменилось: мне по-прежнему нравятся шахматы и я готов уделять им всё своё время. На такой дистанции это уже не может быть случайностью.

Понятное дело, что не всё так просто. Меня постоянно мучают сомнения. Во-первых, в таком возрасте мне не стать топовым шахматистом. Во-вторых, я без работы, без денег и непонятно, есть ли у меня перспективы в этой области. В-третьих, если продолжать, то чем заниматься? Потому что на самой игре не заработать. В-четвёртых, страшно начинать с чистого листа. Всё, чем я занимался прежде — это смежные области, которые имеют много общего. Здесь же — всё новое и непонятное.

Главный аргумент «за» — мне это нравится и меня от этого прёт. Даже не помню, когда испытывал подобные ощущения в последний раз. Если остановлюсь, могу пожалеть об этом ещё больше.

Время тикает, нужно что-то решать, но когда я думаю обо всех этих вопросах, меня начинает накрывать. Поэтому я стараюсь, с переменным успехом, двигаться маленькими шагами — продолжать заниматься, что-то делать и не останавливаться. А там, наверянка, что-то подвернётся.

Под «что-то делать» я подразумеваю то, что начал совмещать приятное с полезным: что-то изучил → запилил видос. Такой подход помогает лучше разбираться в теме. Создал для этого тег «шахматы».

В общем, вот.

Книга Д. Варламовой и А. Зайниева «Путеводитель по психическим расстройствам»

Это одна из немногих книг по психологии, которую я смог осилить. Она написана понятно и доступно, но без упрощений и искажений.

Картинка с Озона

Авторы книги болели клинической депрессией, что делает книгу ещё проницательнее. Нравится и то, что на каждое утверждение приводится ссылка на актуальное исследование. Из введения:

  • «Мы […] хотим поделиться самыми необходимыми сведениями о наиболее распространённых психических расстройствах […] Мы не даём готовых рецептов излечения, но помогаем понять, что представляет собой болезнь. Кроме того, нам очень хотелось бы изменить отношение нашего общества к психическому здоровью в целом»

В книге описаны основные психиатрические «хиты»: депрессия, тревожность, биполярное расстройство, шизофрения, синдром Аспергера, некоторые расстройства личности.

Я остановился на депрессии, потому что для меня это актуальная тема. Ниже — традиционная выписка.

Глава 2. Что такое депрессия

То, что человек испытывает во время депрессии, очень точно описывает девушка с клинической депрессией:

  • «[…] меня постепенно засасывало в какое-то мутное болото. Вначале я просто чувствовала подавленность и неясную тревогу, потом начались проблемы с концентрацией, творческой и любой интеллектуальной работой. Не обычная потеря вдохновения […], а ощущение, что то, что раньше для меня было интересно и важно, теперь потеряло вкус»

Цифры:

  • «[…] если суммировать все человеко-часы, которые население всего мира потеряло из-за депрессии в 2012 году и перевести их в годы, получится страшная цифра — 75,6 млн лет. Для сравнения: ВИЧ/СПИД отнял 90,9 млн лет, туберкулёз — 43,8 млн лет»

Не удивлюсь, если на постсоветском пространстве депрессии нет и в списке — мы же все здоровые, сильные и независимые люди, которым любая проблема нипочём:

  • «В странах с высоким доходом, где диагностика депрессии развита лучше, это заболевание входит в топ-3 самых разрушительных наряду с инсультом и ишемической болезнью сердца»

Понравилась аналогия с Гарри Поттером — знакомое чувство:

  • «У меня было чувство, что из меня высасывают жизнь — что-то вроде поцелуя дементора из „Гарри Поттера“. Однажды вечером я подумала: „Хорошо бы по пути с работы попасть под машину“ […] Вы не поверите, каким страстным было это желание: мне тогда правда казалось, что это единственный выход»

Что происходит с мозгом в депрессии:

  • «Согласно самой популярной теории депрессия возникает как следствие сбоя в механизме обмена нейромедиаторов. […] эти химические вещества отвечают за передачу сигналов между нейронами, активируя те или иные важные рецепторы. Один и тот же нейрон может сообщать соседнему разную информацию в зависимости от состава и количества выделяемых им нейромедиаторов. […] нейромедиатор — это инструкция, […] которую клетки мозга заставляют функционировать нашу нервную систему. Она путешествует между нервными клетками через специальные „точки контакта“ — синапсы.
  • […] При депрессии сразу несколько нейромедиаторов — норадреналин, серотонин, допамин и другие — поступают в синапсы в недостаточном количестве. У каждого пациента — свой „коктейль“ нарушений, поэтому и депрессия у разных людей имеет разные оттенки. Так, считается, что преимущественный недостаток серотонина приводит к повышенной тревожности, беспокойству и социальным фобиям, а недостаток допамина, наоборот, превращает человека в апатичного „овоща“, лишённого мотивации»

То, что не все могут понять:

  • «Знаете, что мне вначале сказала мама? — усмехается Аня. — „Да ты что! В настоящей депрессии люди все время на стену лезут, а ты даже мрачной не выглядишь“. Она была уверена, что я нагнетаю. Она думала, что я должна ходить с похоронным выражением лица или все время запираться в комнате и рыдать. Ей было сложно понять, что самое страшное не тоска, а ощущение полной пустоты»

Больше всего раздражают типичные реакции на депрессию:

  • «Соберись с силами. Мне тоже все осточертело, но я же заставляю себя»; «Ты же понимаешь, что весь негатив только в твоей голове, а на самом деле жизнь прекрасна»; «Тебе просто нужен хороший волшебный пендель! Смени работу / смени прическу / заведи отношения / займись творчеством / запишись на курсы бальных танцев / съезди в отпуск / займись экстремальным спортом»; «Ты просто не знаешь, что такое настоящие проблемы. Посмотри последний репортаж из Донецка / съезди в Сомали / представь себя на моём месте — и жизнь сразу покажется раем»

Депрессия — это не всегда чистый негатив:

  • «Часто это ноль, пустота, замирание всех ощущений. […] мы редко учитываем то, что потеря радости и интереса может быть куда изнурительнее для человеческой психики, чем горе»

Одна из самых страшных вещей, которую я никогда бы не хотел вновь испытать — ощущение полного безразличия:

  • «[…] варианты „пойти на работу“, „сходить в любимый ресторан“, „весь день пролежать на кровати и смотреть в потолок“ и „выйти в окно“ могут стать вполне равнозначными опциями. Естественно, на уровне логики у него сохраняется понимание того, что сходить в ресторан лучше, чем выйти в окно, а работать — лучше, чем лежать на диване. Но у этого абстрактного знания больше нет никакого эмпирического подтверждения»

Вот как это ощущается изнутри — в такой форме у меня протекало эмоциональное выгорание три года назад:

  • «Чтобы лучше понять это ощущение, представьте, что вы больше не способны различать вкус еды и ощущать чувство голода. Вы теоретически знаете, что торт из французской кондитерской вкуснее, чем хлеб, размоченный в воде, а стейк с картофельным пюре питательнее банки диетической колы. Но когда вы едите, от вашего организма не поступает никакой информации, позволяющей это подтвердить. И чем дольше вы живете без такой обратной связи, тем более относительными вам кажутся все иерархии вкусного и питательного. Примерно так же ощущает себя и человек в депрессии — с этой точки зрения выражение „потерял вкус к жизни“ можно считать очень удачной метафорой»

Депрессия — это не только про субъективные переживания в голове:

  • «[…] депрессия оказывает непосредственное физиологическое воздействие на наше тело. Она не только имеет разнообразные психосоматические симптомы, но и снижает устойчивость к „обычным“ заболеваниям. Вот основные эффекты, которые депрессия оказывает на человеческий организм: „виртуальные“ боли […], „голова в тумане“ […], повышение уровня гормона стресса […], проблемы с памятью […], снижение иммунитета […], повышенный риск развития сердечно-сосудистых заболеваний»

У депрессии нет гражданства:

  • «[…] в 2010 году потери трудовых ресурсов из-за депрессии в Ливии и Сирии составляли 1600 человеко-лет на 100 000 человек. Для сравнения: в Германии — 1180 человеко-лет на 100 000 человек. Лидером же по распространённости и тяжёлым последствиям расстройства оказался Афганистан — страна, жителей которой вряд ли можно упрекнуть в отсутствии „реальных проблем“
  • […] Депрессию часто ошибочно считают „проблемой первого мира“, но на самом деле от неё страдают все — и бедные, и богатые, и европейцы, и жители развивающихся стран»

Про психотерапию:

  • «[…] в рекомендациях Национального института психического здоровья США утверждается: при лёгкой депрессии психотерапия может быть предпочтительнее. В этом случае антидепрессанты работают чуть лучше плацебо и при этом дают полный набор побочных эффектов. Психотерапия побочных эффектов не имеет (если не считать таковым удар по кошельку больного), но помогает практически так же хорошо. При более тяжёлых состояниях одной лишь психотерапии недостаточно — антидепрессанты работают лучше. А комбинация разных методов оказывается ещё более действенным средством
  • […] В лечении депрессии лучше всего себя проявили когнитивно-бихевиоральная (она же когнитивно-поведенческая) и межличностная терапия — краткосрочные, очень прикладные и ориентированные на решение конкретных задач способы лечения»

Про антидепрессанты:

  • «Антидепрессанты помогают повышать уровень серотонина и тем самым борются с заболеванием. Они только помогают „починить“ существующие неполадки в мозге и не работают для здоровых людей. Антидепрессант не сделает человека счастливее, чем он был до депрессии»


Берегите себя!

Книга Стивена Кинга «11/22/63»

Впервые записал видео:

Ну да, получилось колхозно: я просто включил камеру ноутбука и записал с первого захода. Бывает ¯\_(ツ)_/¯

 524   2 мес   жизнь

Злобные комментарии

Мне всегда было интересно: что на уме у тех, кто пишет злобные, желчные и неадекватные комментарии в соцсетях, ютубе и прочих местах?

Где живут эти люди? Как выглядят? Чем увлекаются? Где работают? Что исповедуют? Какое у них образование? Какие взгляды на жизнь? Какие принципы?

Что побуждает их комментировать? ЧСВ? Неуверенность в себе? Низкая самооценка? Детские обиды? Месть? Чувство неполноценности?

Быть злым — это умно

Задавшись этими вопросами, я наткнулся на небольшую статью канадского журналиста Клайва Томпсона про то, что быть злым в интернете — это умно.

Её суть в том, что было проведено небольшое исследование, в котором группе из 55 студентов показали две рецензии: положительную и отрицательную. Написал их один и тот же автор.

Все студенты заявили, что автор отрицательной рецензии гораздо умнее и компетентнее, чем человек, который написал положительную.

Другое исследование, в котором приняли участие 117 студентов, также показывает, что когда мы хотим показаться кому-то умными, то пытаемся высказать именно отрицательное, а не положительное мнение относительно чего-то.

Это, конечно, сложно назвать исследованиями из-за маленького масштаба, но всё равно любопытно.

Психоанализ троллей

Ещё мне понравилось интервью с психологом про психоанализ троллей. Отметил несколько моментов.

Чем можно объяснить негативные комментарии:

«[…] Обесценивая других, люди часто пытаются сохранить собственный комфорт и сложившийся баланс. Чтобы не переживать чувство боли, разочарованности, смущения, стыда по поводу себя и своих успехов, легче всего уничтожить, хотя бы словесно, объект, рядом с которым испытываешь такие эмоции. Ну и в целом, гневные комментарии — это во многом „слив“ агрессии, которая накопилась по жизни»

Про «слив» агрессии:

«[…] возможность выплеснуть агрессию — это для человека хорошо, меньше болеть будет. Но только в том случае, если не затронуты другие люди. […] Грамотный „слив“ — это лупить грушу в тренажёрном зале, яростно рассекать воду в бассейне, орать в лесу о том, как всё достало, танцевать и петь под очень громкую музыку и так далее»

Почему люди злятся:

«[…] Часто люди очень злятся, когда в каких-то темах сталкиваются со страхом собственной беспомощности и уязвимости. Например, вы видите новость о том, что дети в Африке голодают. Это очень сильно затрагивает какие-то ваши внутренние переживания, но вы не можете в корне изменить ситуацию. И чтобы не сталкиваться с этой болью, вы начинаете злиться: „Зачем показывать эти новости? Всегда эта Африка, эти дети голодающие!“»

Про негативные комментарии:

«[…] негативный комментарий — это не всегда про смысл или героя статьи, часто это всё про самого комментатора. Это, возможно, его больная тема. Человек может вас просто не видеть и не слышать. Он нашёл что-то, зацепился за это и идёт, как бык на красную тряпку»

Отключить комментарии

Я уже несколько лет пользуюсь расширением Shut Up: Comment Blocker, которое удаляет блок с комментариями на большинстве сайтов. Рекомендую попробовать.

 4 комментария    744   3 мес   жизнь   мысли

Экранизация книг

Для меня самое большое разочарование — когда по книге снимают фильм или сериал. Да, вроде интересно увидеть «живых» персонажей, но когда сталкиваешься с несостыковками в сюжете или, что ещё хуже, с изменённым сюжетом, становится невыносимо.

Взять, к примеру, «Мировую войну Z» Макса Брукса — одну из моих любимых книг в жанре зомби-апокалипсиса. В 2013 году её экранизировали. Фильм собрал большую кассу и стал самым успешным фильмом Брэда Питта. Но, по сути, с книгой его объединяет лишь название.

В книге — нет главного героя, а сюжет построен вокруг историй никак не связанных между собой людей со всего мира, которые пережили зомби-нашествие.

В фильме эту концепцию выбросили за борт, и закрутили весь сюжет вокруг Брэда Питта, который летает по миру и лично участвует в заварушках, пока не находит способ победить зло.

Кроме этого, в книге, зомбаков истребляли военные, а не учёные с вакциной. Истребляли медленно и планомерно — годы. Да и зомби были попроще.

Есть и исключения. Например, экранизация книги Стивена Чбоски «Хорошо быть тихоней» с Эммой Уотсон, Эзрой Миллером и Логаном Лерманом. Наверное, потому что режиссёром фильма был сам Стивен Чбоски.

К счастью, есть книги, которые я не читал, и экранизации которых могу спокойно смотреть. Например, «Гарри Поттера» или «Властелин колец».

Ранее Ctrl + ↓