До недавнего времени про шрифты я знал только одно: не пиратить. Но вопрос с лицензиями для меня становится всё актуальнее, поэтому решил во всём разобраться.
Бесплатные шрифты
Это шрифты, которые распространяются по свободной лицензии. Это значит, что их можно использовать и в коммерческих, и не в коммерческих целях, в печатном и цифровом виде.
По такой лицензии, например, распространяются шрифты от Гугла.
Платные шрифты
С платными шрифтами всё сложнее: существуют множество лицензий и ограничений. Рассмотрел основные на примере популярного магазина шрифтов Майфонтс.
Десктоп-лицензия
Это лицензия, которая позволяет использовать шрифты на компьютере в установленных программах. Например, в Фотошопе. Имеет форматы OTF и TTF.
Подходит для печатной продукции: документов, книг, плакатов, афиш, баннеров и пр.
Десктоп-лицензия не всегда позволяет использовать шрифт в логотипах, товарных знаках или товарах. У каждой компании разные условия, нужно уточнять.
По умолчанию, лицензия покупается на один компьютер. Если шрифт нужен на несколько компьютеров, то лицензию нужно покупать на каждый.
Веб-лицензия
Это лицензия, которая позволяет использовать шрифты на сайтах. Имеет форматы WOFF, WOFF2 и EOT.
Разница между веб-шрифтами и десктоп-шрифтами бывает не только в форматах, но и во «внутренностях». Если сгенерировать десктоп-шрифт в веб-шрифт или наоборот, он может неправильно отображаться. И — это незаконно.
Стоимость веб-лицензии, чаще всего, зависит от количества просмотров сайта в месяц. Например, в Майфонтс минимальная лицензия начинается с 10 000 просмотров. Если просмотров станет больше, нужно запросить новую лицензию.
Ап-лицензия
Это лицензия, которая позволяет использовать шрифты в мобильных приложениях.
Покупается один раз, на неограниченное количество установок одного приложения на всех платформах.
Стоимость на такую лицензию, в среднем, в 8—10 раз выше, чем на веб или десктоп-лицензию.
Епаб-лицензия
Это лицензия, которая позволяет использовать шрифты в электронных книгах, журналах, газетах.
Стоимость зависит от количества публикаций, в которых планируется использовать шрифт: для нового номера журнала потребуется купить отдельную лицензию, как и для электронной книги. Количество скачиваний, перевод публикации, издание в другом формате в расчёт не идут.
Серверная лицензия
Это лицензия, которая позволяет использовать шрифты там, где доступ к шрифту есть не только у обладателей лицензии. Например, на сайтах, где пользователь может создать свой дизайн одежды, визиток, документов или иных объектов.
Покупается на один год и должна ежегодно продлеваться.
Стоимость зависит от количества серверов, на которые устанавливаются шрифты.
Рекламная лицензия
Это лицензия, которая позволяет использовать шрифты в интернет-рекламе. Например, в баннерах.
Стоимость такой лицензии зависит от количества рекламных показов. Для рекламных кампаний, в которых количество показов неизвестно до конца кампании, можно выполнять корректировку в конце каждого месяца.
В заключении
Чтобы пользоваться шрифтами легально, всегда нужно читать лицензии. Используя шрифт нелегально, есть риск подорвать репутацию компании, получить повестку в суд и/или потерять деньги. Незнание лицензии не освобождает от ответственности.
Когда нет денег или понимания, зачем нужен шрифт, лучше использовать бесплатные шрифты.
По теме