Книга Юлии Латкиной «Суицид как кризис идентичности»
Прочитал
Коротко о книге: сложная, спорная, непонятная, пестрит терминами. Соответствует описанию: «Изначально данная монография была сделана в виде исследования обширной теоретической базы».
Про идентичность
Идентичность — это целостность личности. То есть когда мы осознаём собственное «Я».
Кризис идентичности — это когда исчезает или снижается целостность; когда утрачивается чувство определения себя как личности.
Борис Сергеевич Положий выделяет четыре варианта кризиса идентичности: аномический, диссоциальный, неготивисткий и магический.
- Аномический. Мне «подходит» аномический вариант, который «характеризуется утратой жизненного тонуса, интересов, снижением активности, замкнутостью, выраженным тревожно-депрессивным фоном настроения, неверием в себя, ощущением своей никчёмности и малозначимости».
- Диссоциальный. Выражается в стремлении к агрессивному поведению в отношении других людей, которые имеют иную точку зрения; в проявлении нетерпимости к окружающим.
- Неготивисткий. Проявляется в упрямстве, нарочитом недовольстве всем и вся, скептическо-пессимистической оценке происходящего, в уклонении от какой либо деятельности по причине её безрезультатности.
- Магический. Носит в себе бурный всплеск интереса ко всему необъяснимому, изотерическому, иррациональному и мистическому — при перенаправлении всей своей деятельности на поиск разгадок тайн бытия.
Про суицидальное поведение
- Суицидальное поведение — это осознанное действие, которое направлено на добровольное лишение себя жизни. Но это спорно, потому что в основе такого поведения часто лежит бессознательная проблематика.
- Внешние и внутренние условия не предопределяют суицидальное поведение. Стрессовая или кризисная ситуация — лишь толчок для «запуска» суицидального отыгрывания.
- Чаще всего именно депрессия является предсуицидальным состоянием, где стимулом выступает дистрессовая ситуация. Типичные дистрессы: потеря близкого человека, разлука, утрата здоровья, социального статуса, чести, положения, потеря смысла жизни, самонаказание, месть, призыв о помощи, протест, желание внимания и пр.
- Состояние депрессии говорит о желаниях, которые являются неудовлетворёнными. Например, невозможность самореализоваться или неоправданные ожидания.
- Общий стимул самоубийства — невыносимая душевная боль, от которой человек стремится убежать. Общий стрессор — фрустрированные, то есть нереализованные или неудовлетворённые потребности. Общая эмоция — ощущение беспомощности и безнадёжности. Общее внутреннее отношение к суициду — амбивалентность, при которой типичным бывает состояние, когда самоубийца хочет и повеситься, и одновременно взывает о помощи.
- На первом месте — не агрессия, а стыд, чувство вины, фрустрированные зависимости, за которыми находится чувство внутренней опустошённости.
- Люди, которые хотят совершить суицид сознательно или бессознательно всегда подают другим сигналы бедствия.
- Г. Сейр считает, что в основе суицидального поведения лежит чувство изоляции, когда тебя никто не понимает и тобой никто не интересуется; чувство беспомощности, когда ты не в состоянии контролировать свою жизнь; ощущение безнадёжности, когда будущее не сулит ничего хорошего; и чувство незначимости — ущемлённое чувство собственного достоинства, низкая самооценка, ощущение своей некомпетентности и стыда за себя.
Пугающая статистика
- Каждый год заканчивают жизнь самоубийством более 3 миллионов человек. По мнению судебных экспертов, реальные цифры превышают статистические данные в несколько раз. Статистикой не учитываются смерти от «несчастного случая», «случайная» лекарственная передозировка, «случайные» падения с высоты и аварии.
- Почти 20 миллионов человек ежегодно совершают только официально зафиксированные «неудачные» попытки.
- По данным ВОЗ за 2016 год, каждые 40 секунд, где-то в мире, кто-то, по собственной воле, уходит из жизни.
Вместо заключения
Процитирую фрагмент статьи «Самоубийцы. Как помочь людям, которые оказались на грани суицида» Катерины Гордеевой на Медузе:
«Самоубийства — это не наркомания, не алкоголизм и даже не онкология. Слишком мало жертв, невысокий общественный интерес, куча запретов на публичное обсуждение и в итоге — вместо привычных в Европе и Америке лёгких коротких номеров экстренной помощи, круглосуточных линий с психологами-суицидологами на любой вкус (от подростков до пенсионеров) и публичной дискуссии — в России на обсуждение суицидов полное табу. Не по чьей-то злой воле. Просто почему-то это не считается важным»
P. S. Почему люди в депрессии не устраивают истерик, не делятся проблемами с близкими и закрываются в себе? Потому что, когда говоришь, что тебе плохо, тебе чаще всего отвечают типа такого: «Возьми себя в руки, выбрось из головы», «Ты же не инвалид», «Это пустяки», «Всем плохо», «Все справляются, и ты справишься», «Хватит ныть, иди работать», «Съешь шоколадку, пройдёт» и пр.