Книга Мануэля Смита «Уверенность в себе»: практика
Для того, чтобы стать увереннее в себе, нужно не только знать свои неотъемлемые права, но и научиться их использовать.
Практическая часть в книге разделена на несколько методик для защиты от манипуляций и обретения уверенности в себе. У каждой методики — бесчисленное количество диалогов из жизни с разбором. Я попробовал вытащить суть основных методик.
Заигранная пластинка
Мы часто сдаёмся, когда нам всё «логично» объясняют и приводят «аргументы». Но чтобы быть увереннее в себе, мы должны учиться не давать объяснений или извинений по поводу своей позиции, игнорировать замечания, которые провоцируют в нас чувство вины.
Чтобы научиться отстаивать себя в конфликтных ситуациях, нам нужно уметь защищаться. Заигранная пластинка — это настойчивое повторение нашей позиции или того, чего мы хотим, снова и снова, не повышая голоса, без гнева и раздражения.
Цель методики не в том, чтобы научиться говорить одно и то же, а в том, чтобы научиться настойчивости. Ведь в повседневной жизни мы часто идём на компромиссы против своей воли только потому, что кому-то так удобнее.
В жизни
— …предлагаю вам взять несколько журналов — в пользу детей из детдома. По полтиннику штука!
— Нет, не возьму.
— Но почему вы отказываетесь?
— Не хочу.
— Вы не сочувствуете детям из детдома?
— Сочувствую.
— А, полтинника жалко…
— Нет.
— Так почему же?
— Не хочу.
Ещё пример
— Это будет стоить 100 тысяч.
— Оу, ну это как-то совсем дорого. Мы рассчитывали на 70 тысяч.
— Я понимаю, что вы на это не рассчитывали, но это будет стоить 100 тысяч.
— В другом месте нам предлагали за 60 тысяч, но мне вас порекомендовали. А у вас дорого и не уступаете.
— Допускаю, что кто-то может это сделать и за 60 тысяч, но у нас это будет стоить 100 тысяч.
И ещё
— Взвесьте мне два килограмма печенья.
— Хорошо.
— Я хочу из новой упаковки, а не из открытой.
— В открытой такое же печенье.
— Понимаю, но я хочу из новой.
— Зачем открывать новую упаковку, если здесь такое же печенье?
— Потому что я хочу из новой.
Критика
Критика — сильная манипуляция, потому что при желании всегда можно найти, к чему придраться. Особенно, если люди используют систему представлений
Есть несколько способов защититься от критики.
Игра в туман
Автор выбрал интересный образ. Он предлагает вести себя так, будто мы — «туман на море». Туман — он очень стойкий, сквозь него ничего не видно. Но при этом он не мешает нам свободно передвигаться, не даёт «сдачи». Если мы бросим в него камень, то не причиним ему вреда, и он не вернётся рикошетом.
Туман — стойкий, независимый и не поддаётся управлению. Так же стойко мы можем вести себя и в ответ на критику.
Игра в туман, прежде всего, учит внимательно слушать, что говорит критик. С помощью этой методики мы учимся реагировать только на то, что нам действительно сказали, а не намёки, которые кроются под критикой.
Методика учит быть хорошими слушателями: мы слышим то, что нам говорят, а не читаем мысли и не интерпретируем то, что нам сказали, не сомневаемся в себе.
В жизни
Согласиться с любой правдой, на которую другие указывают во время критики.
— … ты опять вчера много выпил.
— Это правда. Я снова вчера много выпил.
Согласиться с возможной правдой в критике других.
— Если ты будешь так много пить, то можешь снова попасть в неприятности.
— Возможно, ты права.
Или:
— Я согласен с тобой. Если я не буду так много пить, то смогу контролировать ситуацию.
Согласиться с общей правдой в логических утверждениях, с помощью которых нами пытаются манипулировать.
— Ты знаешь, если ты будешь так много пить, то не сможешь нормально работать, перестанешь выглядеть хорошо и не найдёшь девушку. Ты ведь не хочешь этого?
— Ты права. То, что ты говоришь, имеет смысл, но когда мне нужно, я не пью много.
Забавный диалог для практики
— … ты опять одет в своём стиле — небрежно.
— Совершенно верно. Я одет как обычно.
— Похоже, что ты украл их из секонд хенда и даже не погладил.
— Они немного помяты, не так ли?
— Они ужасны!
— Возможно, ты прав. Они действительно выглядят слишком плохо, чтобы их носить.
— Я сомневаюсь, что ты можешь хорошо работать, если и одеваться толком не умеешь.
— Это правда. Я бы мог делать свою работу лучше.
— Ты нервничаешь, когда я говорю, что тебе не нравится.
— Я уверен, что не нервничаю.
— Ты не должен нервничать, я же твой друг.
— Это правда, я не должен нервничать.
Негативное заявление
Всем свойственно совершать ошибки. Но чтобы стать увереннее в себе, мы должны перестать ассоциировать своё ощущение вины с совершённой ошибкой.
Совершённые ошибки — тоже сильная манипуляция. Используя их, нас могут заставить испытывать чувство вины и беспокойства, а мы в свою очередь будем:
- Извиняться и что-нибудь делать, чтобы загладить вину;
- Отрицать свою ошибку, защищаясь или критикуя в ответ.
В обоих случаях мы неправильно решаем проблему и плохо себя чувствуем.
Негативное заявление — это, когда мы решительно признаём что-то негативное в себе, в том числе и ошибки или вину.
Если признание ошибки не помогает и критик продолжает упорствовать, в дополнение можно подключить «Игру в туман» или «Негативные расспросы».
Игра в туман создаёт психологическую дистанцию между нами и критиком. Но это пассивное поведение, которое подойдёт для не очень близких людей. Активное же — негативные расспросы. Это, когда мы настойчиво и спокойно побуждаем людей дать больше информации о том, что же всё-таки не так мы сделали, что негативного в нас или нашем поведении.
В жизни
— … ты забыл уладить вопрос с клиентом, и он от нас отказался.
— Боже, совсем вылетело из головы! Слишком безответственно с моей стороны. Что теперь будем делать?
Ещё
— Ты не должна была красить волосы в такой цвет.
— Это было глупо с моей стороны. Мне самой не нравится.
Негативные расспросы
Чтобы понять, в чём особенность негативных расспросов, сравним две реакции на критику:
- Я не понимаю, что плохого в том, что я схожу на рыбалку?
- Что заставило тебя считать, что ходить на рыбалку — плохо?
Первая фраза — смелая и открытая, которая не содержит критики и побуждает раскрыть своё критическое замечание. Первой фразой мы как бы берём ответственность на себя и говорим: «Давай посмотрим, что не так или что тебе не нравится в моих действиях». Мы ведём себя таким образом, будто предмет критики в принципе не может расстраивать. Это и есть негативные расспросы.
Вторая — оборонительная. Мы как бы перекладываем ответ на собеседника и говорим: «Кто ты такой (такая), чтобы мне указывать?».
С помощью негативных расспросов мы бросаем дурную привычку защищаться или беспокоиться, когда другой говорит нам то, что нам не нравится.
В завершении
Манипуляции, которые направлены на то, чтобы вызвать у нас чувство вины, невежества или беспокойства, остаются манипуляциями, от кого бы они ни исходили — от врача, друга или мамы. И мы должны учиться их распознавать.