Книга Энни Дьюк «Принцип ставок»
Одна из самых полезных глав в книге — про убеждения. Её я и законспектировал.
Про формирование убеждений
Вся наша жизнь, все наши действия и мысли — это отражение наших убеждений.
Многие наши убеждения — случайны: мы что-то узнали от других людей и приняли на веру.
Нам кажется, что наши убеждения формируются так:
- мы что-то от кого-то узнаём;
- мы думаем об этом и проверяем — истинно или ложно это утверждение;
- мы формируем новое убеждение, как следует «разобравшись» с пунктом 2.
А фактически наши убеждения формируются вот так:
- мы что-то от кого-то узнаём;
- решаем, что так оно и есть;
- и лишь иногда, если у нас появляется время или желание, мы размышляем над этим утверждением, проверяем.
Про упорство убеждений
Когда наши убеждения уже сформировались, их трудно пересмотреть — они начинают жить своей жизнью. Мы ищем факты в их поддержку и редко оспариваем их убедительность. При этом мы игнорируем или пытаемся компрометировать данные, которые противоречат нашим установкам. Всё это искажает наше восприятие новых сведений — и так до бесконечности.
Про факты
Даже когда мы сталкиваемся с фактами, которые опровергают наши убеждения, мы не можем допустить встать этим фактам у нас на пути.
Как говорил Даниэль Канеман, нам важна положительная самооценка, потому что ощущение неправоты вызывает дискомфорт.
Проблема в том, что мы думаем, что убеждение либо на 100% верно, либо на 100% ложно. Если новая информация не совпадает с нашими убеждениями, мы выбираем одно из двух:
- кардинально изменяем мнение о себе. То есть раньше был на 100% прав, теперь совершенно не прав;
- игнорируем или компрометируем «неподходящую» информацию.
Если же новая информация согласуются с нашими убеждениями, мы без усилий принимаем её.
Но мы должны внимательно относиться к формированию своих убеждений, потому что делаем на них ставки. Например, решаем, кто станет лучшим президентом, понравится ли нам другой город, сделает ли нас здоровее диета и так далее.
Про споры
Споры или пари — это сигнал: кто-то сомневается в нашей правоте. А это, в свою очередь, побуждает нас проверить свои взгляды и проанализировать факты, на основе которых сформировалось «спорное» суждение.
- Почему я так думаю?
- Как я получил эту информацию?
- Можно ли считать эти источники качественными?
- Насколько я им доверяю?
- Актуальна ли эта информация?
- Достаточно ли у меня данных, обосновывающих эту установку?
- Как часто факты, в которых я был уверен, оказывались ложными?
- Каковы иные правдоподобные альтернативы?
- Что я знаю о человеке, который со мною спорит?
- Насколько он доверяет моему мнению?
- Есть ли у него недоступная мне информация?
- В какой области он специалист?
- Что я упускаю из виду?
Когда мы спорим на что-то весомое, то чаще всего отказываемся от предвзятости и честно признаёмся себе, что в чём-то не уверены. А ещё с готовностью открываемся новой информации, учитываем её и корректируем «устоявшиеся» взгляды. Таким образом, наши представления о мире становятся адекватнее.
Суть в том, чтобы изменить привычное восприятие собственных убеждений и решений. Например, смотря на мир через призму вызова «Спорим?»
Так мы быстрее осознаем, что всегда есть некая степень неопределённости, что наши взгляды не так уж тверды, и что нет ничего только чёрного или только белого, 0% или 100%. И это неплохая жизненная философия.
Новый взгляд на убеждения
Мы можем эффективнее общаться и принимать решения, если будем думать не о том, уверены ли мы в свои убеждениях, а сосредоточимся на том, насколько мы в них уверены.
Например, уверенность в своих убеждениях можно оценивать в баллах — от нуля до десяти, или в процентах. Нуль — убеждение неверно, десять — истина.
Когда мы оцениваем уверенность в своих убеждениях, мы наглядно показываем, что то, во что мы верим, находится где-то между 100% истиной и 0%, а не на полюсах. А это значит, что мы отходим от «чёрно-белого» мышления.
Зачем оценивать свои убеждения
Когда мы открыты новому, нам проще объективно воспринимать информацию, с которой мы не сразу готовы согласиться. Мы с меньшей вероятностью поддадимся предвзятости, потому что проще слегка подправить свои установки, чем радикально менять оценку собственной «правоты».
Одно дело сказать «Я был уверен на 60%, а теперь на 40%», и совсем другое — «Я думал, что прав, но нет, я ошибался». В последнем случае, если информация не согласуется с нашими убеждениями, мы воспримем её как угрозу и будем защищаться, что усложнит путь к истине.
Корректируя убеждения, мы становимся менее самокритичными. Нет ничего плохого в том, что некоторые факты противоречат нашим взглядам. Плохо, когда мы относимся к ним необъективно и не используем для совершенствования собственных убеждений.
Когда мы говорим, что уверены, допустим, лишь на 80%, мы стимулируем других поделиться с нами знаниями. Это помогает нам корректировать свои убеждения. И со временем, информация, которой мы располагаем, становится более достоверной.
См. также книгу Дейва Грея «Лиминальное мышление».