Rose debug info
---------------

Книга Энни Дьюк «Принцип ставок»

Одна из самых полезных глав в книге — про убеждения. Её я и законспектировал.

Про формирование убеждений

Вся наша жизнь, все наши действия и мысли — это отражение наших убеждений.

Многие наши убеждения — случайны: мы что-то узнали от других людей и приняли на веру.

Нам кажется, что наши убеждения формируются так:

  1. мы что-то от кого-то узнаём;
  1. мы думаем об этом и проверяем — истинно или ложно это утверждение;
  1. мы формируем новое убеждение, как следует «разобравшись» с пунктом 2.

А фактически наши убеждения формируются вот так:

  1. мы что-то от кого-то узнаём;
  1. решаем, что так оно и есть;
  1. и лишь иногда, если у нас появляется время или желание, мы размышляем над этим утверждением, проверяем.

Про упорство убеждений

Когда наши убеждения уже сформировались, их трудно пересмотреть — они начинают жить своей жизнью. Мы ищем факты в их поддержку и редко оспариваем их убедительность. При этом мы игнорируем или пытаемся компрометировать данные, которые противоречат нашим установкам. Всё это искажает наше восприятие новых сведений — и так до бесконечности.

Про факты

Даже когда мы сталкиваемся с фактами, которые опровергают наши убеждения, мы не можем допустить встать этим фактам у нас на пути.

Как говорил Даниэль Канеман, нам важна положительная самооценка, потому что ощущение неправоты вызывает дискомфорт.

Проблема в том, что мы думаем, что убеждение либо на 100% верно, либо на 100% ложно. Если новая информация не совпадает с нашими убеждениями, мы выбираем одно из двух:

  1. кардинально изменяем мнение о себе. То есть раньше был на 100% прав, теперь совершенно не прав;
  1. игнорируем или компрометируем «неподходящую» информацию.

Если же новая информация согласуются с нашими убеждениями, мы без усилий принимаем её.

Но мы должны внимательно относиться к формированию своих убеждений, потому что делаем на них ставки. Например, решаем, кто станет лучшим президентом, понравится ли нам другой город, сделает ли нас здоровее диета и так далее.

Про споры

Споры или пари — это сигнал: кто-то сомневается в нашей правоте. А это, в свою очередь, побуждает нас проверить свои взгляды и проанализировать факты, на основе которых сформировалось «спорное» суждение.

  • Почему я так думаю?
  • Как я получил эту информацию?
  • Можно ли считать эти источники качественными?
  • Насколько я им доверяю?
  • Актуальна ли эта информация?
  • Достаточно ли у меня данных, обосновывающих эту установку?
  • Как часто факты, в которых я был уверен, оказывались ложными?
  • Каковы иные правдоподобные альтернативы?
  • Что я знаю о человеке, который со мною спорит?
  • Насколько он доверяет моему мнению?
  • Есть ли у него недоступная мне информация?
  • В какой области он специалист?
  • Что я упускаю из виду?

Когда мы спорим на что-то весомое, то чаще всего отказываемся от предвзятости и честно признаёмся себе, что в чём-то не уверены. А ещё с готовностью открываемся новой информации, учитываем её и корректируем «устоявшиеся» взгляды. Таким образом, наши представления о мире становятся адекватнее.

Суть в том, чтобы изменить привычное восприятие собственных убеждений и решений. Например, смотря на мир через призму вызова «Спорим?»

Так мы быстрее осознаем, что всегда есть некая степень неопределённости, что наши взгляды не так уж тверды, и что нет ничего только чёрного или только белого, 0% или 100%. И это неплохая жизненная философия.

Новый взгляд на убеждения

Мы можем эффективнее общаться и принимать решения, если будем думать не о том, уверены ли мы в свои убеждениях, а сосредоточимся на том, насколько мы в них уверены.

Например, уверенность в своих убеждениях можно оценивать в баллах — от нуля до десяти, или в процентах. Нуль — убеждение неверно, десять — истина.

Когда мы оцениваем уверенность в своих убеждениях, мы наглядно показываем, что то, во что мы верим, находится где-то между 100% истиной и 0%, а не на полюсах. А это значит, что мы отходим от «чёрно-белого» мышления.

Зачем оценивать свои убеждения

Когда мы открыты новому, нам проще объективно воспринимать информацию, с которой мы не сразу готовы согласиться. Мы с меньшей вероятностью поддадимся предвзятости, потому что проще слегка подправить свои установки, чем радикально менять оценку собственной «правоты».

Одно дело сказать «Я был уверен на 60%, а теперь на 40%», и совсем другое — «Я думал, что прав, но нет, я ошибался». В последнем случае, если информация не согласуется с нашими убеждениями, мы воспримем её как угрозу и будем защищаться, что усложнит путь к истине.

Корректируя убеждения, мы становимся менее самокритичными. Нет ничего плохого в том, что некоторые факты противоречат нашим взглядам. Плохо, когда мы относимся к ним необъективно и не используем для совершенствования собственных убеждений.

Когда мы говорим, что уверены, допустим, лишь на 80%, мы стимулируем других поделиться с нами знаниями. Это помогает нам корректировать свои убеждения. И со временем, информация, которой мы располагаем, становится более достоверной.


См. также книгу Дейва Грея «Лиминальное мышление».

Подписаться на канал
Поделиться
Отправить
Запинить
 3851   2019   книги   нон-фикшн