Книга Остина Клеона «Кради как художник»
Книга с философской ноткой: о жизни, творчестве, вдохновении. Помогает справиться с синдромом самозванца.
Отметил то, что понравилось.
- Нет ничего оригинального. Если мы считаем что-то «оригинальным», то в 9 случаях из 10 мы просто не вычислили первоисточник.
Всё, что должно быть сказано, уже сказано. Но посколько этого никто не услышал, можно всё что угодно сказать ещё раз.
- Когда мы не стремимся к абсолютной оригинальности, мы прекращаем попытки создать что-то из ничего.
«Крадите всё, что вступает в резонанс с вашим воображением или подпитывает его. Жадно поглощайте все впечатления и явления: старые и новые фильмы, музыку, книги, картины, фотографии, стихи, сны, случайные разговоры, архитектуру, мосты, уличные указатели, деревья, облака, потоки воды, свет и тени. И крадите лишь то, что находит живой отклик в вашей душе. Если делать так, ваша работа — ваша кража — будет оригинальной»
Лучше взять то, что вам не принадлежит, чем оставить это валяться безо всякой пользы.
- Вместо того, чтобы пытаться целиком изучить историю той дисциплины, которой занимаемся, можно попробовать познать только одного мыслителя, — которого действительно любим. И узнать о нём всё. Затем найти трёх человек, которых любил он, — и узнать всё о них. И повторять этот опыт столько раз, сколько получится.
Мастера, которые уже умерли или просто живут очень далеко, не станут возражать, если вы будете у них учиться. Учиться, чему захотите. Все учебные планы они оставили нам в своих работах.
- Проявлять любопытство к миру. Искать значения слов в словарях. Переходить по ссылкам. Углубляться дальше, чем остальные. Гуглить всё, что можно. Не спрашивать у других, пока не прогуглим. Так мы или сами найдём ответ, или лучше сформулируем свой вопрос.
Заведите папку для украденного. Видите нечто достойное заимствования? Отправялйте его в папку для украденного. Требуется вдохновение? Открывайте папку для украденного.
- Чтобы понять собственную природу, понять кто мы и кем хотим быть, нужно начать что-то делать, выполнять какую-то работу, — вместо самокопания. Да, это может быть страшно. Это нормально. Часто наше бездействие связано с тем, что мы страдаем «синдромом самозванца».
«Синдром самозванца — психологическое явление, при котором человек неспособен принять собственные достижения. Это значит, что вы чувствуете себя мошенником, думаете, что действуете экспромтом, и не имеете ни малейшего понятия о цели своих действий.
Знаете что? Все чувствуют это. Спросите любого, кто создал хоть что-то действительно креативное, и он вам честно ответит, что не представляет, откуда приходят правильные решения. Он просто делает своё дело. Каждый день»
- Мы не рождаемся с точным знанием о том, кто мы есть. Вначале мы учимся походить на своих героев. Учимся, копируя.
«Речь идёт о практике. Это не плагиат, не попытка выдать чужую работу за свою. Копирование скорее похоже на реконструкцию. Вспомните, ведь механик разбирает автомобить на части для того, чтобы понять, как он работает.
Мы учимся писать, копируя алфавит. Музыканты учатся, играя гаммы. Художники учатся, копируя шедевры живописи. Даже „Битлз“ начинали с каверов»
Начинайте копировать то, что вам нравится. Копируйте. Копируйте. Копируйте. Копируйте. И найдёте себя.
- Необходимо красть не у одного из своих героев, а у всех сразу.
Копируя одного автора, вы занимаетесь плагиатом, копируя многих — проводите исследование.
- Мы не должны выглядеть как наши герои, нам нужно видеть как они. Перенять их способ смотреть на мир. Понять их образ мыслей.
Если вы просто скользите по поверхности чужого творчества без понимания его истоков, ваши работы всегда будут просто подделками.
- Ценностью становится трансформация работ наших героев в нечто присущее только нам. Так и происходит наша эволюция.
- Когда закончатся идеи — помыть посуду. Отправиться в долгую прогулку. Гулять по незнакомым местам. Бродить просто так. Хорошо не знать, куда приведёт дорога. Не жалеть времени на безделье.
То, что вы делаете от безделья, возможно должно быть главным делом вашей жизни.
- Не искать одобрения окружающих, а просто делать то, что нравится.
- Чтобы преодолеть творческий ступор, нужно ограничить самого себя.
«Это может прозвучать парадоксально, но, когда речь идёт о творчестве, ограничение означает свободу. Напишите песню за время обеда. Нарисуйте картину всего одним цветом. Начните бизнес с минимальным капиталом. Снимите фильм при помощи айфона и нескольких друзей. Соберите машину из запчастей. Не оправдывайтесь тем, что это не сработает, создавайте вещи, используя все ресурсы — время, пространство, материалы, — которые у вас есть, прямо сейчас»
Вместо заключения
Манифест Остина Клеона:
Рисуйте картины, которые сами хотели бы увидеть; начинайте бизнес, которым хотели бы управлять; играйте музыку, которую хотели бы услышать; пишите книгу, которую хотели бы прочитать; придумывайте товары, которыми хотели бы пользоваться.