Кейс: школа PROWEB
Как это было.
Школа PROWEB — офлайн учебный центр в Ташкенте, который обучает создавать сайты с нуля.
Период работы: с 31 июля 2017 года по 30 июня 2018 года.
Должность: директор по маркетингу.
Предыстория
Было несколько причин работать в Провебе.
- Мне нравится сфера образования (больная тема);
- Я хотел интегрироваться в бизнес и понять изнутри бизнес-процессы;
- Я хотел реализовать свой маркетинговый потенциал, потому что прежде, так тесно с бизнесом, я, как маркетолог, не работал;
- В компании был кризис, а кризис — это возможность для самореализации.
- Я знал основателя и знал о его добрых побуждениях.
Начало
Что было на берегу:
- 30 курсов сомнительного качества: детские курсы по Скретчу и Юнити, курсы по компьютерной грамотности, ремонту компьютеров, Джаве, Питону, созданию сайтов и ещё несколько, которые я уже не вспомню. Сомнительного, потому что сделать их всех одинаково хорошими было невозможно. За всем не уследить.
- Раздутый рекламный бюджет: было непонятно куда уходят деньги, какие результаты приносят и почему столько тратилось (много).
- Не хватало хороших кадров: было мало наставников, не хватало менеджеров, не было даже нормальной уборщицы.
- Мало учащихся: курсов много, рекламы вроде как много, а учеников мало.
- Маленький оборот: как следствие малого количества учащихся. Это было главной проблемой. Можно сказать — на грани банкротства.
В мои глобальные задачи входило:
- помочь компании выйти из кризиса;
- помочь увеличить оборот;
- помочь создать доверие и репутацию.
Далее, в хронологическом порядке, опишу процесс работы по месяцам.
Август
- Провели аудит: выяснили сильные и слабые стороны компании, возможности, угрозы, причины кризиса.
- Сформировали принцип: найти самое «узкое» место в данный момент — и устранить его. Повторить.
- Обновили рекламную кампанию: прежняя была неэффективной и многозатратной. В итоге, в первый месяц, сократили рекламный бюджет почти в десять раз, а отдачу повысили в два раза.
- Создали промостраницу для курса по созданию сайтов: сделали максимально информативно, обновили дизайн, «закрыли» вопросы потенциальных клиентов.
- Обновили курс по созданию сайтов: добавили новые дисциплины, чтобы повысить конкурентоспособность и выйти на передовую.
- Показали продукт лицом: наняли фотографа и запечатлили процесс обучения; записали видео, в котором один из наставников показывает мастер-класс.
Итог: запустили на курс по созданию сайтов 2 группы по 6 человек.
Для справки: длительность обучения — 9 месяцев.
Сентябрь
- Продолжили обновлять сайт: создали страницу «О нас» с описанием в инфостиле, обновили страницу контактов и промостраницу по созданию сайтов (2.0).
- Обновили инстаграм: всё начисто подчистили, запустили рекламную кампанию, начали наращивать аудиторию.
- Обновили фейсбук: аналогично предыдущему пункту.
Итог: запустили 9 групп по 6 человек (5 — создание сайтов, 4 — детские курсы).
Октябрь
- Изменили позиционирование: из учебного центра превратились в школу веб-разработчиков. Упор сделали на основной курс — по созданию сайтов.
- Сделали редизайн сайта и ребрендинг.
- Начали экспериментировать с рекламными форматами, чтобы увеличить отдачу и быть готовыми к кризису перед новым годом.
Итог: запустили 4 группы по 6 человек (2 — создание сайтов, 2 — детские курсы).
Ноябрь
- Сократили линейку: мы не могли на одинаково высоком уровне поддерживать все 30 курсов. Последовали принципу Эссенциализма: лучше меньше, но лучше. Приняли решение оставить один, основной курс и направить всё внимание и ресурсы на него.
- Обновили капитально кабинеты: оборудовали проекторами с высоким разрешением, новыми ноутбуками, партами, стульями.
- Арендовали новые кабинеты.
- Продумали новые графики работы — на выбор стало три варианта для обучения:
с 15:00 до 16:30 , с17:00 до 18:30 и с19:00 до 20:30 .
- Задизайнили новые, крутые визитки.
- Собрали новые отзывы у учащихся.
- Увеличили количество мест для учащихся с 6 до 9 — ажиотаж становился всё больше.
Итог: запустили 14 групп (9 — по 9 человек, 5 — по 6 человек).
Декабрь
- Отказались от индивидуального обучения в пользу группового.
- Обновили сайт.
Итог: запустили 5 групп (3 — по 9 человек, 2 — по 6 человек).
Январь
- Написали регламент для наставников. Получился перечень рекомендаций: как эффективнее вести уроки, как работать со студентами, как вести себя в тех или иных ситуациях и пр.
- Написали кодекс — своего рода философию ведения бизнеса.
- Запустили канал для наставников, в котором делились лучшими педагогическими материалами со всего мира.
- Стали присутствовать на занятиях, чтобы выявлять недочёты. Затем, экспериментально, наставники стали записывать занятия на камеру для дальнейшего анализа.
Итог: запустили 3 группы по 9 человек.
Февраль
- Повысили стоимость курса на 35%.
- Обновили интернет-инфраструктуру: повысили скорость, наладили сеть и пр. улучшения.
- Арендовали новые кабинеты и полностью оборудовали.
Итог: запустили 3 группы по 9 человек.
Март
- Оборудовали все кабинеты и этажи камерами видеонаблюдения. Для безопасности.
Итог: запустили 7 групп по 9 человек.
Апрель
- Обновили сертификаты: дизайн, рамки, качество.
Итог: запустили 4 группы по 9 человек.
Май
- Провели две презентации: познакомили участников с руководителем, наставником, школой, курсом, ответили на вопросы.
- Запустили «веб—учебку» — канал для учащихся о веб-разработке. Убили двух зайцев: сделали полезный канал + собрали всех в одном месте.
- Начали создавать видеоконтент: учащиеся стали записывать видео, как они создают сайты, а мы им взаимен — внимание аудитории и небольшое вознаграждение.
Итог: запустили 3 группы по 9 человек.
Июнь
- Провели 20 открытых уроков: для тех, кто хотел попробовать, познакомиться, оценить. Всем понравилось.
- Сделали редизайн сайта.
- Анонсировали новый курс по бэкенду.
- Запустили одноклассники, как новый канал для рекламы и работы с аудиторией.
Итог: запустили 3 группы по 9 человек.
Общий итог: 57 запущенных групп за 11 месяцев.
Резюмируя
Я постарался рассказать об основных моментах работы, но многое осталось за кадром: трудные моменты, внедрённые инструменты, бизнес-подход, стратегия развития, борьба с негативом, борьба с оттоком, фотосессии, наставники, коммерческая и аналитическая информация, и пр.
Это был ценный опыт, мы многого добились вместе: выбрались из кризиса, запустили много групп, стали одними из лидеров в сфере ИТ-образования в Ташкенте, создали свой фотобанк, собрали много подписчиков и самое главное — выпустили много успешных учеников. И дальше было бы больше, но наши дороги разошлись.
Причина ухода: разные взгляды на будущее, взаимная потеря доверия, эмоциональное выгорание.
АПД: 5 июля 2018 года вышло майское интервью, которое взяли у меня и у партнёра в СМИ. Опоздали немного.